+7 (495) 740-26-91+7 (499) 391-34-19

Москва и МО: geofrost@list.ru

Регионы: geofrost@inbox.ru

схема проезда

Смешиваемость альтернативных хладагентов с компрессорными маслами

Взаимная смешиваемость хладагентов с компрессорными маслами существенно влияет на процессы теплообмена в испарителе и конденсаторе, а также на показатели энергетической эффективности компрессорной системы. Несмотря на важность информации о параметрах фазового равновесия жидкость-жидкость, данные о кривых расслоения растворов масел с альтернативными хладагентами весьма ограничены.

В последние годы всё более широкое применение находят многокомпонентные хладагенты. Так, в качестве замены хладагента R22 сейчас используются смесевые хладагенты на основе R32, R125, R143a, R134a (407С, 410А и др.) и предлагается к внедрению четвертое поколение смесевых хладагентов R417А, R422А, R422D, R419А, общим признаком для которых является наличие в их составе (помимо широко применяемых компонентов R143a, R134a, R125) небольшого количества углеводородов (R600а, R600) или диметилового эфира (RЕ170). По замыслу разработчиков, включенные в состав рабочих тел углеводороды и RЕ170 должны обеспечить удовлетворительную смешиваемость хладагентов как с полиэфирными, так и с традиционно применяемыми минеральными или алкилбензольными маслами. Несмотря на то, что аммиак в некоторых областях своего применения представляется почти "идеальным" хладагентом, перспективным направлением остается разработка его заменителя. В качестве альтернативы аммиаку в настоящее время предлагается хладагент R723, состоящий из 60 масс. % R717 и 40 масс. % RE170.

Таким образом, значительную часть предлагаемых альтернативных хладагентов составляют смеси, применение которых потенциально сопряжено с нарушением состава рабочего тела, циркулирующего в компрессорной системе. Среди причин, из-за которых может произойти изменение состава рабочего тела, наименее изученным явлением остается различная (селективная) растворимость компонентов смесевого хладагента в компрессорном масле, что важно учитывать даже в случае применения азеотропных смесевых хладагентов. Данное явление приводит, прежде всего, к изменению показателей эффективности компрессорной системы и повышению степени пожароопасности холодильного оборудования.

Результаты исследований показывают, что прогнозирование области расслоения в системах (смесевой хладагент)/(масло) на основе данных о смешиваемости компонентов этого хладагента с маслом проблематично. Примером здесь может служить хладагент R410A (50%R32/50%R125), каждый из компонентов которого имеет широкую область полной смешиваемости с компрессорным маслом Reniso Triton SEZ 32, тогда как для самого R410А область смешиваемости с этим маслом чрезвычайно узка. Поэтому хладагент R410А в основном используется в системах кондиционирования.

С учетом изложенного очевидной является необходимость дальнейших исследований фазовых равновесий жидкость-жидкость-пар растворов альтернативных хладагентов с компрессорными маслами.