Прощание с R22: вывод из обращения ГХФУ - национальная трагедия Российской федерации
Прощание с R22 - вывод из обращения ГХФУ | ❄️ Геофрост
1-2 октября 2009 года в Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) проходила конференция "Вывод из обращения гидрохлорфторуглеродов (ГХФУ) - национальная стратегия Российской Федерации". Ее организовали Минприроды России и Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) при активной поддержке Ассоциации предприятий индустрии климата (АПИК). На конференции присутствовали все заинтересованные стороны:
- производители и импортеры хладонов,
- производители озонобезопасного технологического оборудования,
- представители секторов экономики России бытового, торгового и промышленного холодильного оборудования, пеноматериалов и кондиционернирующего оборудования,
- а также ученые и другие эксперты.
Ведущим конференции был заместитель Директора Департамента международного сотрудничества Минприроды России И.А. Зотов. По словам экспертов Минприроды России, с мерами, которые обсуждались на конференции, наша страна запаздывает примерно на 10 лет. В Европе производство, потребление и ввоз ГХФУ запрещены уже в середине текущего десятилетия.
В отличие от Европы, в России широко применяется хладон-22, а также ГХФУ 141b и 142b, которые обладают озоноразрушающим и парниковым воздействием на атмосферу планеты. В настоящее время потребление ГХФУ в России превышает 1000 тонн озоноразрушающего потенциала (ОРП) в год (более 17 тысяч метрических тонн), значительную долю этих веществ наша страна импортирует из КНР. Теперь, согласно Монреальскому протоколу к 2020 году наша страна обязана полностью вывести из обращения основные ГХФУ (прежде всего хладон -22). Причем к 1 января 2010 года сокращение потребления ГХФУ должно достичь отметки в 75%, а к 2015 году - 90% от базового уровня.
Неизбежное введение квот и лицензий на ввоз ГХФУ так или иначе затронет большинство участников рынка климатического и холодильного оборудования и ударит по производителям вспененных материалов. Поэтому о расширении рынка оборудования и материалов, использующих ГФУ, таким образом, не может быть и речи. Более того, уже работающее оборудование придется модернизировать или утилизировать. На конференции прозвучали различные, порой диаметрально противоположные, точки зрения экспертов, заинтересованных в этом вопросе. По заявлениям представителей Министерства природных ресурсов и экологии, Россия обязана ограничить ввоз и потребление ГХФУ, так как Россия подписала Монреальское, и Киотское международные соглашения. Обсуждать можно лишь конкретные меры. Кроме того, этого требуют и Федеральный закон РФ "Об охране атмосферного воздуха", а также ряд постановлений Правительства РФ.
По мнению производителей хладонов, присутствующих на конференции (Honeywell и DuPont), доля "ответственности" ГФУ за глобальное потепление хоть и невелика - 2-3%, но вполне заметна, поэтому обеспокоенность экологов вполне закономерна.
На конференции прозвучала и альтернативная точка зрения,которую озвучил ведущий научный сотрудник ЭНИН им. Кржижановского, доктор технических наук И.М. Мазурин. По его мнению, озоновый слой разрушают природные выбросы метана, а не техногенные утечки ХФУ и ГХФУ. Таким образом, озоновая опасность хладонов недостаточно обоснована, а применение неизученных до конца новых хладагентов чревато повторяющимися техногенными катастрофами. Вместе с тем, из-за решения отказаться от использования ХФУ и ГХФУ Россия уже практически потеряла отечественное производство хладагентов и от перехода на "безопасные" хладагенты ежегодно теряет 2-4 миллиарда долларов. Эксперт предложил вообще отказаться от обязательств, взятых на себя по Монреальскому протоколу, и вернуться к отношениям по более ранней Венской конвенции 1985 года. Это позволит избежать ненужных вложений и вновь откроет вопрос о причине появления озоновых дыр, закрытый без должного исследования.
Главный итог встречи - все заинтересованные стороны согласились, что проблема с выполнением обязательств по Монреальскому протоколу существует и она требует принятия энергичных мер со стороны как федеральных органов власти, так и со стороны хозяйствующих субъектов.
После обсуждения вопросов, связанных с грядущим введением квот на ввоз и производство гидрохлоруглеродов, наносящих вред озоновому слою планеты и вызывающих парниковый эффект, экспертной группой были разработаны 2 документа. Это проектный документ для предоставления в Глобальный экологический фонд (ГЭФ) и рекомендации федеральным органам исполнительной власти по выполнению обязательств России, вытекающих из Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой, и сохранению режима его соблюдения.